Дарья Топильская, исполнительный директор ЦСП «Быть человеком»: Номинации для рационализаторов появятся во Всероссийском проекте «Герои нашего времени»

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
15.08.2018: Дарья Топильская, исполнительный директор ЦСП «Быть человеком»: Номинации для рационализаторов появятся во Всероссийском проекте «Герои нашего времени»

Речь идет о номинациях "Кулибины нашего времени" и "Яркий старт".

Рационализаторство станет с 2018 года одним из важных направлений Всероссийского проекта в области социальной ответственности "Герои нашего времени", организаторы учредили две соответствующие номинации. Об этом сообщила ТАСС Дарья Топильская - исполнительный директор Центра социальных проектов (ЦСП) "Быть человеком", являющегося инициатором конкурса.

Премия "Герои нашего времени" направлена на возрождение традиций чествования социально значимых поступков и личных достижений работников промышленного сектора. Ранее в проекте были номинации "От сердца к сердцу" (волонтеры, благотворительность), "Быть человеком" (поступки, совершаемые в течение многих лет), "Оберегая планету" (охрана природы), "Спасательный круг" (спасение жизней), "Всегда в сердце" (военно-патриотическая работа).

"В нашем проекте два акцента - на людей и на рабочие профессии. Акцент на рабочие профессии мы решили продолжить в двух номинациях. Одна из них - "Кулибины нашего времени" - будет посвящена рационализаторству, научно-техническому инженерному творчеству - тому, что реально может изменить вектор в каких-то отраслях промышленности. И есть отдельная номинация для рационализаторов среди молодежи - "Яркий старт", - рассказала Топильская.

В этом году появится еще одна новая номинация - "Вирус добра" (для фондов и благотворительных организаций). Кроме того, как и в прошлом году, будет определена компания, подавшая наибольшее количество заявок (номинация "Команда героев").

По данным ЦСП "Быть человеком", прием заявок уже начался и завершится 31 августа, победители будут названы в конце 2018 года в Москве.

Рождение проекта

Впервые конкурс прошел в 2015 году. Начиная этот проект, в "Локотехе" стремились подчеркнуть, что работники не просто выполняют определенные функции, что это люди с их интересами, неравнодушным отношением к жизни, к обществу.

"Мы стали искать среди сотрудников либо тех, кто совершил героические поступки с риском для жизни: не задумываясь, побежал вытаскивать утопающих, тушить пожар - либо тех, кто каждый день "герои по чуть-чуть": волонтеров, участников поисковых спасательных операций, тех, кто находит останки погибших в Великую Отечественную, высаживает леса, заботится о пенсионерах и детях", - сказала Топильская.

Заявки на конкурс присылают компании. Одна из главных идей проекта в том, чтобы героев находили именно работодатели. "Для нас важно, чтобы предприятие включилось в этот процесс - в процесс понимания, узнавания, поддержки таких людей", - подчеркнула она.

Один из главных критериев при выборе победителей - бескорыстность, отметила Топильская. Лауреатами конкурса становятся люди, не ограничивающиеся тем, что отработали рабочий день, за который они получат деньги, а те, кто делает что-то еще и для окружающих, жертвуя на это время и деньги, а иногда - рискуя здоровьем и жизнью. Принцип бескорыстности соблюдается и при награждении - лауреаты не получают денег, но могут рассчитывать на содействие в продвижении своих социально значимых проектов.

Герои нашего времени: слесари, фрезеровщики, токари

"Кто такие герои? Для нас это те, кому не все равно, кто берет на себя ответственность - не только за свой маленький мир, а вообще за свою среду; тех, кто если видит, что что-то не так, - идет и меняет, если видит, что кому-то нужна помощь, - идет и помогает. Кто не заболел равнодушием и не позволяет вокруг себя этому равнодушию распространяться. Потому что быть неравнодушным - это требует определенных усилий, а в некоторых случаях - это героизм", - сказала Топильская.

За три года через конкурс прошли сотни историй, в подавляющем большинстве случаев речь шла о представителях рабочих профессий, хотя на промышленных предприятиях, подающих заявки на участие, трудится значительное количество офисных работников. Эта тенденция была заметна уже в первый год проведения конкурса, когда он проходил только среди предприятий группы компаний "Локотех" (сейчас "Локотех" - генеральный партнер проекта).

Среди номинантов прошлого года - инженер локомотивного депо в Комсомольске-на-Амуре Ирина Фунтусова, спасшая людей на пожаре, электросварщик из Саратовской области Рушан Невмятуллин - почетный донор, сдававший кровь уже 200 раз, инженер Алексей Курочкин, вырастивший на пустыре под Петербургом сосновый лес. "Так получается, что наши герои - это слесари, фрезеровщики, токари. Те, кто что-то делает руками", - сказала Топильская.

Новый конкурс, новые номинации, новый статус

Когда в "Локотехе" стали целенаправленно искать таких людей, выяснилось, что их очень много. Более того, к проекту стали подключаться компании, не имеющие отношения к "Локотеху", - в прошлом году в конкурсе участвовали уже 17 предприятий, работающие в 65 регионах России.

"Мы пришли к пониманию, что проект должен быть юридически и фактически независим и иметь федеральный, всероссийский статус. Это позволит максимальному числу крупных промышленных компаний, заинтересованных в повышении социальной ответственности бизнеса, принять в нем участие, - рассказала Топильская.

Так в 2018 году появился независимый от "Локотеха" Центр социальных проектов "Быть человеком", ставший оператором конкурса, и "Локотех" перестал быть его организатором. Перед этим, в мае 2018 года, премия успела получить признание как лучший социальный проект России в номинации "Корпоративные проекты".

Одним из направлений, в котором стал развиваться проект, стал конкурс "Герои пера" для региональных журналистов, пишущих о социальной ответственности, благотворительности и волонтерстве. По словам Топильской, организаторы быстро поняли, что сами они, без помощи журналистов, не в состоянии объять необъятное.

"Мы получили просто потрясающую обратную связь! Решили попробовать, объявили один раз о конкурсе - и сразу получили 256 заявок из регионов. От телевизионных компаний, газет, информационных агентств. Оказалось, есть очень много ответственных журналистов, заинтересованных в том, чтобы рассказывать о таких людях", - сказала она.

Популяризация рабочих профессий

В этом году качественный скачок в развитии проекта выразился не только в выходе на внекорпоративный уровень, но и в еще большем крене в сторону повышения престижа рабочих профессий: добавились сразу две номинации, связанные с рационализаторством. Топильская видит в повышенном внимании к людям, работающим у станка, и сугубо практическое значение: недостаточная популярность рабочих профессий провоцирует нехватку кадров.

"Мы воспитывались в эпоху, когда человек труда был в приоритете. А потом вектор развития страны сильно изменил систему ценностей новых поколений, был определенный провал в системе образования, в системе подготовки кадров. Сейчас мы это очень остро чувствуем, мы с этой проблемой сталкиваемся ежедневно", - признает она.

По ее словам, особенно сильно кадровые проблемы проявляются в Сибири и на Дальнем Востоке. "У нас есть регионы, в которых директор по персоналу на заводе знает всех хороших токарей в городе по именам. Знает, на каком предприятии он работает, и озадачен тем, как привлечь его к нам. И это определенная проблема", - сказала она.

Компании по мере сил занимаются восполнением этого пробела, например, проводят обучающие курсы. В том же "Локотехе", сказала Топильская, открылся корпоративный университет на базе Уссурийского локомотиворемонтного завода. Однако в целом, считает она, нужен более комплексный подход, и в центре социальных проектов "Быть человеком", помимо проведения конкурса, планируют организовывать совместно с учебными заведениями, органами власти и рекрутинговыми агентствами круглые столы, лектории, мастер-классы, технариумы. Центр заручился поддержкой "Деловой России", Союза машиностроителей, Минтруда.

Топильская подчеркнула, что рабочие специальности становятся сейчас хорошо оплачиваемыми, позволяют обеспечить себя и семью, нужно лишь донести до молодых людей эту информацию, чтобы они поняли всю выгоду выбора таких профессий. К примеру, на предприятиях "Локотеха", занимающегося ремонтом локомотивов, средняя заработная плата в регионах присутствия, как правило, в рынке или выше рынка, говорит она.

"Это стабильная работа, которая приносит хороший доход, особенно сейчас. Человек рабочей профессии при определенной квалификации всегда может найти место и обеспечить себя, - сказала собеседница агентства. - Это реальный шанс устроить свою жизнь".

Читать в источнике

КОНТАКТЫ

109074, г. Москва, Славянская площадь, 2/5/4, стр. 3
Бизнес-центр "Дом Металлургов"
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669