В этом году крупнейшая в Европе сервисная компания по объему ремонта и обслуживанию тягового подвижного состава – ООО "Локомотивные технологии" – отмечает свой юбилей. Выбор аутсорсинговой схемы работы обеспечил "ЛокоТеху" ведущие позиции в профильных рейтингах, а ОАО "РЖД" – снижение отказов локомотивов, увеличение межремонтных пробегов и постоянный контроль за соблюдением режима эксплуатации, что в целом способствует повышению безопасности движения на сети.
Главное – выбрать правильный путь
С момента своего основания ООО "Локомотивные технологии" стремилось добиться максимальной эффективности оказания услуг для ОАО "РЖД". В 2012 году контракт, заключенный между ООО "ТМХ-Сервис" (находится под управлением "ЛокоТеха") и ОАО "РЖД", подразумевал сервисное обслуживание 5046 локомотивов (около 25% тягового парка перевозчика). В настоящий момент "ЛокоТех" в рамках 40-летнего контракта осуществляет ремонт и сервисное обслуживание почти 15 тыс. локомотивов РЖД – более 70% парка тягового подвижного состава, являясь крупнейшей сервисной компанией Европы в своем профессиональном сегменте. На данный момент "Локомотивные технологии" объединяют такие компании, как ООО "ТМХ-Сервис", АО "Желдорреммаш", ООО "ТМХС-Лизинг", ООО "Торговый дом ТМХС", ООО "АВП Технология", ООО "ЛокоТех-Промсервис" и др.
Решающим моментом в истории компании стал перевод ремонта и сервиса локомотивов РЖД на аутсорсинг. Этот шаг был связан, прежде всего, с пониманием неэффективности традиционной схемы работы. В итоге переход на аутсорсинг позволил перевозчику выстроить эффективную экономическую модель содержания парка тягового подвижного состава: с 2012 года удельная производительность локомотивов по пробегу выросла на 15%, при этом затраты на их содержание в расчете на километр пробега снизились на 19%. Усилился контроль за соблюдением режима эксплуатации локомотивов, что позволило уменьшить количество внеплановых ремонтов и сэкономить десятки миллионов рублей. "Одной из целей при выводе на аутсорсинг стало стремление перевозчика повысить прозрачность процесса ремонта, – отмечал генеральный директор ООО "Локомотивные технологии" Алексей Белинский. – Один из критериев оценки нашей эффективности – повышение по итогам 2016 года коэффициента технической готовности до 89%, при плановом задании 87%".
Улучшив плановые показатели работы локомотивов, ГК "ЛокоТех" способствовала росту производственных показателей РЖД. Так, план по пробегу локомотивов в магистральном движении в 2016 году был перевыполнен на 4%, в маневровом и хозяйственном движении – на 5%, что в том числе помогло перевозчику увеличить грузооборот по всей сети на 1,5%.
Пожизненное качество
Выходя на рынок, "ЛокоТех" стремился стать лидером в сфере сервисного обслуживания локомотивов, что потребовало наращивания активов и расширения собственной производственной базы. В 2012 году "ТМХ-Сервис" закрывает сделку по покупке 75% минус 2 акции "Желдорреммаша", выкупив на аукционе 10 крупнейших локомотиворемонтных заводов, расположенных в разных регионах страны. Именно тогда была создана управляющая компания "Локомотивные технологии".
Мощный стимул для дальнейшего развития был получен в 2013 году, когда предприятия "Желдорреммаша" были сертифицированы по международному стандарту IRIS.
Следующий важный шаг на пути укрепления взаимодействия с холдингом был сделан год спустя, когда ООО "ТМХ-Сервис" заключило контракт с ОАО "РЖД" на полное сервисное обслуживание 14 799 локомотивов, а его штат увеличился на 40 тыс. сотрудников. Компания получила в управление от ОАО "РЖД" 92 сервисных локомотивных депо.
В 2015 году группа "ЛокоТех" заняла 139-ю позицию в рейтинге 400 крупнейших российских компаний и перешла на управление единым аппаратом. Добиваясь максимальной координации внутри компании, "ЛокоТех" стремился улучшить плановые показатели работы локомотивов, которые, в свою очередь, способствовали росту производственных показателей РЖД.
По-настоящему рекордным для группы стал 2016 год, когда заводы "Желдорреммаша" выпустили из ремонта 2451 секцию локомотивов, а "ТМХ-Сервис" – 57 477 (99,2% от программы) тепловозных и 52 619 (101%) электровозных секций. Больше всего отличилось производство в Улан-Удэ, попавшее в Книгу рекордов России по числу отремонтированного тягового состава, – в сентябре из ремонта был выпущен 30-тысячный локомотив за всю историю.
Модернизация – синоним будущего
Модернизация оборудования и инфраструктуры ремонтных предприятий – ключевое условие реформирования всей отрасли. Вводя в эксплуатацию новые локомотивы, нельзя забывать о необходимости обновления мощностей. При переходе на аутсорсинг сервисная компания получила от ОАО "РЖД" инфраструктуру и оборудование, большая часть которого физически и морально устарела. Между тем для масштабных преобразований необходим как значительный объем ресурсов, так и выверенная инвестиционная программа. Для заводов "Желдорреммаша" она составляет 1,374 млрд руб. со сроком реализации до 2019 года, включая 958 млн руб на 2017-й. В их числе – инвестиции в развитие Улан-Удэнского ЛВРЗ – более 226 млн руб., Оренбургского ЛРЗ – 170 млн руб., Челябинского ЭРЗ – 100 млн руб., Ярославского ЭРЗ – 80 млн руб., Ростовского-на-Дону ЭРЗ – 70 млн руб. Инвестпрограмма депо "ТМХ-Сервис" на 2017 год оценивается в 256 млн руб. Эти средства также пойдут на развитие и модернизацию производства. Всего до 2019-го в рамках выполнения инвестиционной программы планируется реализация более 350 мероприятий, направленных на модернизацию и повышение эффективности производственной деятельности заводов.
Вадим Комков