Олег Валинский, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Дирекции тяги: «Мы должны оценить эффективность контракта жизненного цикла»

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
29.01.2018: Олег Валинский, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Дирекции тяги: «Мы должны оценить эффективность контракта жизненного цикла»

Перед локомотивным комплексом поставлены серьезные задачи, направленные на повышение эффективности работы. Какие внутренние резервы будут использоваться, "Гудку" рассказал заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Дирекции тяги Олег Валинский.

– Олег Сергеевич, какие направления вы выделили бы в качестве приоритетных в развитии?

– Одна из главных задач – обеспечить гарантированный уровень безопасности движения, не допустить превышения заданного уровня событий – не более 500. Для этого мы формируем дорожную карту по обеспечению функциональной безопасности движения.

Другая задача – повысить эффективность использования инвентарного парка и производительность труда, обеспечить снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов. Мы должны оценить эффективность контракта жизненного цикла и сформировать предложения по совершенствованию системы закупки локомотивов.

Важно внедрить экономическую оценку использования тяговых ресурсов с последующей автоматизацией этого процесса.

– Удалось ли выполнить инвестиционную программу в прошлом году?


– Первоначально планировалось приобрести 450 новых локомотивов. Но в течение года планы пришлось скорректировать. На основании обращений АО "Группа Синара" в ОАО "РЖД" и в Минтранс России из инвестиционной программы были исключены пять маневровых тяговых модулей МТМ45 из-за невозможности их сертификации, а также один газотурбовоз ГТ1h из-за ограничений по поставкам комплектующих.

Поставка МТМ45 и газотурбовоза замещена поставкой пяти маневровых тепловозов ТЭМ14.

С учетом решения компании о дополнительном приобретении электровозов постоянного тока в декабре 2017-го программа закупки увеличилась до 459 локомотивов, а по итогам года она была выполнена в полном объеме.

– От эффективности использования парка зависит экономика перевозок. Что планируется делать, чтобы более рационально использовать парк?

– Говоря о задачах на 2018 год и в перспективе до 2025 года, мы ориентируемся на Долгосрочную программу развития компании. Один из пунктов этого документа предполагает повышение эффективности использования инвентарного парка в 2018 году на 5%, а к 2025 году – на 22,6%. Для достижения таких показателей мы сформировали основные направления деятельности.

Первое. Необходимо повысить интенсивность использования локомотивов эксплуатируемого парка за счет роста скорости и веса поезда, снижения непроизводительных простоев в ожидании работы и технологических операций. Эти меры позволят снизить содержание инвентарного парка локомотивов на 1326 единиц к 2025 году. Одновременно в хозяйственном движении мы продолжим начатую работу по повышению качества заказа локомотивов. Это позволит выполнить больший объем работ во время "окон" по оздоровлению инфраструктуры меньшим количеством локомотивов.

Параллельно с Центральной дирекцией управления движением работаем над повышением загрузки маневровых тепловозов.

Второе направление связано с повышением надежности парка. Этого показателя в 2018 году мы достигнем за счет снижения неэксплуатируемого парка на 260 единиц и полной загрузки мощностей заводов "Желдорреммаша". Это позволит выполнить капитальный ремонт более 3,5 тыс. секций локомотивов, что на 16% больше плана 2017 года.

– С этого года ОАО "РЖД" изменит условия закупки локомотивов, внедрив новый инструмент – контракт жизненного цикла. Готовы ли к этому поставщики и как это отразится на объемах закупок?

– В конце прошлого года Дирекция тяги реализовала пилотный проект по проведению открытого конкурса для заключения договоров с ОАО "РЖД" на поставку локомотивов с обязательным обеспечением их сервисного обслуживания в период жизненного цикла. Мы подготовили технические требования к закупаемым локомотивам, а также к претендентам на участие в конкурсе, определили участки эксплуатации машин, разработали методику и отдельно для каждого участка эксплуатации выполнили расчеты стоимости подвижного состава и его сервисного обслуживания.

Итоги конкурса показали, что производители готовы к поставкам с обязательством технической поддержки локомотивов на протяжении всего периода эксплуатации.

На рабочей встрече с производителями достигнуто принципиальное согласие по проведению закупки грузовых и пассажирских локомотивов в 2018 году по договорам поставки с обязательством обеспечения сервисного обслуживания на всем жизненном цикле, что не скажется на запланированных объемах и сериях.

– Как вы оцениваете взаимодействие с сервисными компаниями?

– По итогам работы прошлого года в целом программа ремонта локомотивов в условиях сервисных депо выполнена. Количество отказов технических средств первой и второй категорий по ответственности компаний "ЛокоТех-Сервис" и "СТМ-Сервис" снижено соответственно на 7,7% и 9,4%.

Количество событий по ответственности ООО "ЛокоТех-Сервис" снижено на 15,5% (239 против 283), а по ответственности ООО "СТМ-Сервис", наоборот, произошло увеличение на 13,6% (22 против 25).

В прошлом году мы выполнили перед сервисными компаниями все обязательства, в том числе по финансированию работ по установке на локомотивы нового линейного оборудования. Это обеспечит повышение технической надежности парка.

Для решения вопросов взаимодействия с производителями локомотивов и сервисными компаниями мы сформировали несколько площадок, например Дни качества на заводах-изготовителях и ремонтных заводах, в сервисных компаниях, Совет по взаимодействию с предприятиями транспортного машиностроения. Как результат, в августе 2017 года были заключены дополнительные соглашения к договорам сервисного обслуживания, налагающие дополнительную ответственность на сервисные компании за результаты их работы.

– Дирекция продолжает развивать полигонные технологии. Какой эффект они дают?

– Работа по полигонным принципам управления направлена на эффективное использование тяговых ресурсов.

Распределение новых локомотивов осуществляется в соответствии с полигонной технологией их работы и приведения к односерийности, увеличения весовых норм и исключения из эксплуатации локомотивов с истекшим сроком службы.

Примеры эффективности реализации полигонной технологии – выполнение качественных показателей работы. Так, повышены производительность локомотивов, участковая скорость, вес поезда.

Приведу примеры. Поставка на Волжский полигон электровозов 2ЭС6 позволила организовать вождение грузовых поездов массой 7100 тонн. Таким образом, вес грузового поезда там увеличился на 800 тонн. Поставка на Урало-Сибирский полигон электровозов 3ЭС10 позволила организовать вождение грузовых поездов массой 9000 тонн. Применение новых электровозов 3ЭС5К на Октябрьской дороге обеспечило вождение грузовых поездов без применения подталкивания с увеличением веса на 600 тонн.

– Современные локомотивы оснащены различными электронными устройствами. Изменилась ли в связи с этим методика подготовки и обучения машинистов и помощников?

– В Дирекции накоплен достаточный опыт для системной подготовки локомотивных бригад по специальным программам. При этом мы работаем в тесном взаимодействии с предприятиями – изготовителями новых локомотивов, такими как Новочеркасский электровозостроительный завод,

ООО "Уральские локомотивы", АО "УК "Брянский машиностроительный завод". За шесть лет, начиная с 2011 года, на целевых курсах, организованных на заводах – изготовителях новой техники, прошли обучение более 2 тыс. машинистов и помощников, машинистов-инструкторов и приемщиков локомотивов. В связи с поставкой новой техники и изменением специфики работы бригад учебные программы ежегодно пересматриваются и актуализируются.

В 2016–2017 годах был реализован пилотный проект обучения бригад по примерным учебным планам и программам, разработанным на основе профстандартов профессии "работник по управлению и обслуживанию локомотива". Занятия по этой программе сократили срок обучения на машинистов с 28 до 18 недель.

– В этом году продолжится перевод машинистов маневровых локомотивов на работу в одно лицо. Что для этого требуется и насколько эта технология себя оправдывает?

– Мы работаем над этим уже четыре года. С 2014-го по 2017-й заключения для работы без помощников получили 74,4% машинистов маневрового движения. Экономический эффект от перевода машинистов для работы без помощников за прошлый период составил 795,9 млн руб.

В этом году планируем увеличить количество таких машинистов еще на 720 человек. Для этого заложены ресурсы по дооборудованию 944 локомотивов приборами безопасности для работы в одно лицо.

В этом году ожидаемый эффект – 321,8 млн руб.

– Одно из важнейших направлений работы дирекции и холдинга в целом – внедрение культуры безопасности. Что делается в этом направлении?

– Для развития культуры безопасности в прошлом году мы использовали всевозможные средства коммуникации: семинары, брифинговые группы, совещания, круглые столы, демонстрацию видеороликов для работников и руководителей эксплуатационных локомотивных депо. Для информирования сотрудников о Системе менеджмента безопасности движения проводится практическое обучение работников центрального аппарата, региональных дирекций и депо.

Для получения обратной связи и оценки эффективности происходящих изменений ежегодно проводится оценка уровня развития системы в автоматизированном режиме. Соответствующие компетенции работников оцениваются через терминалы электронных инструктажей. В прошлом году в таком анкетировании приняли участие 33 174 респондента. Это работники структурных подразделений дирекции, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения поездов. Выяснилось, что степень зрелости культуры безопасности в дирекции находится на предпозитивном уровне "Сотрудничество" (уровень 4-й из 5).

Один из результатов внедрения культуры безопасности – предотвращенные в прошлом году нештатные ситуации, которые могли бы иметь критические последствия. В их числе, в частности, 12 случаев происшествий, 103 случая проезда светофора с запрещающим сигналом, 12 случаев неисправности подвижного состава.

– В прошлом году дирекция провела несколько значимых мероприятий: прошли Слет машинистов, конкурс на звание "Лучший работник Дирекции тяги", первый Совет начальников региональных дирекций. Что дают такие мероприятия работникам локомотивного комплекса?


– В июне в Санкт-Петербурге прошел первый Совет начальников региональных дирекций тяги. Его основными задачами были выработка коллегиальных решений, направленных на повышение эффективности деятельности подразделений дирекции, и тиражирование положительных практик. Решения отражены в протоколе совета. Среди основных – реализация модели полномочий руководителей регионального уровня, совершенствование взаимодействия с сервисными компаниями, пересмотр подхода к профилактической работе с машинистами. В первом квартале введем в действие новое Положение о машинисте-инструкторе, с совершенствованием системы работы с группами риска и системы предрейсового инструктажа локомотивных бригад, и ряд других документов. Ежемесячно рассматриваем ход реализации принятых на совете документов. И уже сегодня из 40 поставленных задач 27 нашли свое решение и внедрены на предприятиях. По оставшимся продолжаем работать. Планируем реализовать их к следующему совету, который пройдет во втором квартале.

IV Слет машинистов, который прошел в августе в Москве, объединил более 300 работников. Основные решения слета легли в основу итоговой резолюции. Одно из них – в этом году будут созданы совместные рабочие группы из конструкторов, которые трудятся на заводах – изготовителях локомотивов, и машинистов. Это скажется на повышении надежности технических средств и безопасности движения. Из основных решений, которые легли в основу итоговой резолюции, я бы выделил еще несколько. Например, апробацию новой форменной одежды, которую поддержали работники локомотивных бригад на слете. Делегаты также поддержали инициативу внедрения Паспорта доверия машинисту, применяемого в качестве инструмента оценки его работы.

Конкурс "Лучший работник Дирекции тяги" мы провели в октябре в эксплуатационном локомотивном депо Белгород Юго-Восточной дирекции тяги. Условия конкурса были максимально приближены к трудовым будням конкурсантов. Борьба была интересной и бескомпромиссной. Выявляли лучших среди машинистов-инструкторов, машинистов, помощников и техников-расшифровщиков скоростемерных лент. Лучшие работники отмечены наградами и ценными подарками.

– Какая социальная поддержка оказывается работникам дирекции?


– По Колдоговору работники дирекции и члены их семей могут воспользоваться возможностью отдохнуть и поправить свое здоровье более чем в 60 санаториях-профилакториях и пансионатах дорожного подчинения, расположенных на всей территории России. В прошлом году нашим сотрудникам было выдано 8717 путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. Особое внимание при распределении путевок уделяется работникам, непосредственно связанным с обеспечением безопасности движения поездов. Им выдано 6423 путевки. В этом году работа будет продолжена.

В рамках соцподдержки активно реализуется Программа предоставления компенсируемого социального пакета (КСП). В его основу положен принцип самостоятельного выбора работником перечня социальных услуг, какими он будет пользоваться.

В прошлом году бюджет на предоставление КСП составил 15 млн руб. Его предоставили более чем 1300 работникам из 32 депо.

Основной элемент КСП, выбранный работниками дирекции, – компенсация оплаты дополнительных (личных) взносов в НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" по индивидуальному и по корпоративному пенсионным договорам – 47% средств направлено на эти цели. Также востребованы оплата Интернета и сотовой связи, медицинских услуг, детских садов и страховых продуктов.

Читать в источнике

КОНТАКТЫ

109074, г. Москва, Славянская площадь, 2/5/4, стр. 3
Бизнес-центр "Дом Металлургов"
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669