Начальник сектора по развитию производственных систем Уссурийского локомотиворемонтного завода Дмитрий Чечель

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
28.09.2018: Начальник сектора по развитию производственных систем Уссурийского локомотиворемонтного завода Дмитрий Чечель

Сегодня лишь малая часть российских школьников посещает кружки научно-технического творчества. Между тем еще 30 лет назад вопрос подготовки кадрового резерва находился на контроле государства. И это приносило свои плоды – ребята с детства развивали изобретательские способности. Об опыте и наработках в возрождении рационализаторского движения на Уссурийском локомотиворемонтном заводе входит в Группу компаний "ЛокоТех" поговорим в нашем интервью. На вопросы отвечает начальник сектора по развитию производственных систем Уссурийского локомотиворемонтного завода Дмитрий Чечель.

Возродить рационализаторское движение на железной дороге помогут "кружки по интересам" .

– Дмитрий Владимирович, как создать почву для роста изобретательства? И как это можно сделать на производстве?

– Раньше на заводе специалисты охотнее занимались рационализаторской работой. Сегодня упало количество предложений. И дело не столько в снижении активности, потому что старая гвардия уступает место молодым, сколько в образовании. Во-первых, давайте вспомним, какие уроки труда проводились в школе у мальчиков в советское время и как обстоит дело с занятиями сейчас. Во-вторых, сегодня молодежь себя по большой части реализует в игровом пространстве, а не в техническом творчестве. Между тем опытные работники уходят, а они технически более грамотны и подкованы в вопросах механики, слесарного дела. Нельзя сказать, что у молодежи нет знаний, но они проявляются, как правило, исключительно в рамках узкой специализации. Да, молодые люди больше понимают в компьютерных технологиях, сетях, но у них нет интереса к техническому творчеству. Соответственно, они себя по-другому реализовывают, по-другому относятся к делу. Если старые работники, столкнувшись с проблемой, предлагают решение, то молодежь склонна к тому, чтобы вернуть трудный "вопрос" на доработку. Поэтому я уверен, что необходимо отходить от концепции: "рационализация – это творчество", а переходить к давно отработанной схеме: "рационализация – это навык, который можно развить через обучение".

Человека реально "натаскать" на рационализаторскую работу – это доказал изобретатель Генрих Альтшуллер. Он предложил систему решения изобретательских задач. Согласно его теории, людей можно и нужно учить, вовлекая их в кружки качества, улучшения производства, в рационализаторские кружки. Вариаций много, суть одна. Главное, научить их видеть проблему и уже потом предлагать идеи по ее исправлению. Подобные кружки рационализаторов необходимо создавать и в рамках предприятия – и не только на заводе, но и в депо, и на различных железнодорожных предприятиях.

– Какие действия нужны, чтобы реализовать этот формат?

– Посыл по возрождению рационализаторского движения должен идти на места сверху. При этом, кроме целенаправленного обучения, необходимо повышать и систему мотивации. Размер вознаграждения однозначно влияет на вовлекаемость людей в процесс технического творчества.

– Путь рацпредложений сложен, бюрократичен?

– В документах, регламентирующих этот вопрос, четко прописана очередность действий. Все шаги просчитаны по времени. Схема оптимальная. Жизненный цикл рационализаторского предложения от момента подачи до выплаты вознаграждения работнику максимально снижен. На заводе этот цикл составляет два месяца. Это достаточно упрощенная схема для рабочего человека. На УЛРЗ нет обязательного требования, чтобы, к примеру, слесарь сам составлял рацпредложение. Одна из функций нашего отдела – прием, обработка предложений и помощь в оформлении. При необходимости возможна передача идеи для проверки и заключения профильным специалистам. Если в рационализацию предложения необходимо инвестировать более 10 тысяч рублей, то эта идея автоматически выходит на уровень обсуждения руководителя завода. Более 500 тысяч рублей – отправляется на рассмотрение в Москву.

– Сегодня заводчане предлагают яркие идеи?

– Я на завод пришел в 2007 году. Помню, когда работал в секторе нормирования труда, меня вызвал в цех один из наших старых слесарей со словами: "Я придумал идею, а ты ее расцени. Разницу во времени учтешь, сделаешь справочку". Я секундомером отмерял работу его очередного ноу-хау. В те годы простых идей, облегчающих каждодневный труд, по минуте сокращающих время, было много. А если все предложения сложить, то повышение производительности было колоссальным. К сожалению, сегодня молодежь не занимается таким простым, но очень нужным творчеством.

Что касается ярких идей. Безусловно, они есть. И, как правило, активно предложения поступают от людей, которые занимаются ремонтом оборудования. Так, главный механик УЛРЗ Юрий Вельчинский придумал, как модернизировать старый станок, предназначенный для расточки тепловозных дизелей. Он и его коллеги усовершенствовали его, продлив срок эксплуатации. Экономический эффект от ноу-хау заводчан составил почти 500 тысяч рублей. Этот проект сейчас отправлен в Москву. Работникам комплектовочного цеха тоже приходится решать нестандартные задачи, у них практически все слесари нацелены на рацио-нализаторскую работу.

– Ваш кабинет находится рядом с техническим классом, очевидно, не случайно?

– Действительно, мы проводим обучение, в том числе по программе "Школа мастеров", основам бережливого производства. Но, повторюсь, этого недостаточно, чтобы возродить рационализаторское движение. Надо с детства формировать интерес ребят к технике. Что касается нашей работы, то мы сейчас занимаемся проектами по трем основным цехам – дизельному, сборочному и аппаратным участкам. Идет проработка взаимосвязи подразделений между собой.

К примеру, у нас есть задача выпустить 40 секций локомотивов, и мы начинаем в обратную сторону откручивать процесс – как получить на выходе нужное количество тепловозов, то есть сколько единиц необходимо пропустить через каждую рабочую позицию в сутки? Это называется "вытягивающая система", но есть и "толкающая": когда такт идет от разборки – мы разобрали, к примеру, 8 локомотивов, и необходимо ускорить работу всей технологической цепочки. Эта система менее изящна, но по-своему эффективна.

Большое внимание мы уделяем и организации мест хранения разных комплектующих для сборки тепловозов. У нас есть, к примеру, паспорт сборочной позиции дизелей, он учит работников правильному порядку действий – куда, что грамотно класть.

В целом такие рациональные подходы в комплексе и помогают отладить систему производства. Но это можно делать еще лучше и эффективнее.

Читать в источнике

КОНТАКТЫ

109074, г. Москва, Славянская площадь, 2/5/4, стр. 3
Бизнес-центр "Дом Металлургов"
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669