Ильдар Ханнанов, главный инженер СЛД Агрыз-Южный филиала Западный ООО «ЛокоТех-Сервис»: Недобрая тенденция остановлена

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
10.04.2019: Ильдар Ханнанов, главный инженер СЛД Агрыз-Южный филиала Западный ООО «ЛокоТех-Сервис»: Недобрая тенденция остановлена

Проблема роста случаев эксплуатационного брака колесных пар локомотивов вызывает серьезную озабоченность. Так, если в 2016 году в СЛД по сети железных дорог выявлено только 10 случаев разрывов бандажей локомотивных колесных пар, то в 2017-м их было уже 52, а за 2018 год таких случаев набралось 67. Подавляющее их число выявлено на подвижном составе, занятом в маневровой работе. Так какие же меры требуются, чтобы остановить недобрую тенденцию?

Специалисты сервисного локомотивного депо Агрыз-Южный филиала Западный ООО "ЛокоТех-Сервис" разрабатывают и совершенствуют технологию выявления трещин бандажа. 

Анализ показал, что наибольшему риску появления трещин с угрозой разрыва бандажа подвержен тяговый подвижной состав, задействованный на маневровой работе, поскольку частое применение тормозов приводит к резкому нагреву и столь же резкому охлаждению наиболее нагруженного элемента бандажа – гребня. На магистральный подвижной состав такие нагрузки тоже действуют, но с меньшей интенсивностью. 

Рассмотрим проблему с точки зрения ее возникновения и развития. Резкий перепад температур вызывает появление мелких трещин. Внешне это выглядит как сетка. Каждый элемент такой "сетки" становится концентратором напряжений, ведущих к усталости металла и образованию более масштабной трещины. Но и это еще не все. Если усталостный процесс не выявить своевременно, то трещина переходит на поверхность катания и скорость развития брака резко возрастает. По достижении 70% площади трещины от общей площади поперечного сечения бандажа его разрыв практически неминуем. Выход из такого последовательного, но нехорошего развития событий один – своевременное выявление и обточка локомотивных колесных пар. 

– Существуют ли методы, позволяющие выявить брак в зачаточном состоянии? 

Ильдар Ханнанов, главный инженер СЛД Агрыз-Южный филиала Западный ООО «ЛокоТех-Сервис»: 

– Одни существуют, другие разрабатываются и внедряются в СЛД Агрыз-Южный. Так, состояние "сетки" может рассмотреть локомотивная бригада в процессе эксплуатации локомотива. При легком морозе в межсезонье и высокой влажности воздуха или, проще, изморози "сетка", ранее незаметная, проявляется на гребне или поверхности катания в виде рисунка. Это явление можно сравнить с чернилами, предназначенными для тайной переписки, когда текст виден глазу только при определенных условиях. Но такое выявление – еще и тревожный сигнал. Как правило, появление трещин в теплый сезон уже означает развитие ранее не выявленного брака. Зимой нужно быть не менее внимательным, потому что отрицательные и биполярные суточные температуры способствуют возникновению брака гребня, а потом и самой поверхности катания колеса локомотива. 

Но проверенные методы не всегда могут быть эффективными. Надо понимать, что с увеличением грузооборота, среднего веса поезда растет и показатель производительности локомотива, а значит, нагрузки на тягу возрастают, и от этого никуда не уйти. 

В лаборатории неразрушающего контроля СЛД Агрыз-Южный разработали новый технологический подход к неразрушающему контролю. Он направлен на выявление на ранней стадии трещин на вершине гребня. Результатом стала принципиально новая инструкция, которая тиражируется по всей сети локомотиворемонтных депо ООО "ЛокоТех-Сервис". 

Если кратко, то технология неразрушающего контроля поверхности гребня и катания колеса локомотива в СЛД Агрыз-Южный основана на визуальном осмотре, "просвечивании" современными ультразвуковыми дефектоскопами моделей УД2-102ВД и магнитопорошковыми типа МЭД-40/120. Но современная техника сама по себе ничего не даст без научного подхода к алгоритму действий. Так, под руководством главного специалиста ООО "Локомотивные технологии" Светланы Ночевкиной совместно со специалистами СЛД Агрыз-Южный во второй половине 2018 года дана комп-лексная оценка причинам возникновения и развития трещин бандажей локомотивных колесных пар. Вторым этапом стала разработка технологии выявления на ранней стадии трещин на вершине гребня бандажа. 

Несмотря на появление инструкции, работа еще не окончена. Специалисты лаборатории неразрушающего контроля продолжают совершенствовать методы ультразвукового контроля. Следующий этап – выявление "сетки" на вершине гребня, если можно так назвать, на "сверхранней" стадии образования признаков этого эксплуатационного брака. 

– Насколько успешными можно назвать достигнутые результаты? 

– Успехом считаю стабильный рост выявляемости эксплуатационного брака на ранней стадии. Так, в 2017 году в СЛД Агрыз-Южный выявлено 73 случая трещин на вершине гребня бандажа, в 2018 году – уже 78, а в первом квартале 2019 года выявлено 15 таких трещин. Все вместе это 165 случаев предотвращенных рисков, связанных с потенциальной угрозой разрыва бандажей, за прошедшие два года и три месяца. 

КОНТАКТЫ

109074, г. Москва, Славянская площадь, 2/5/4, стр. 3
Бизнес-центр "Дом Металлургов"
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669