В Хабаровске обеспечивают ремонт и сервис грузовых локомотивов на полигоне длиной в четверть Транссиба.
Редко кому из обычных граждан довелось побывать (а тем более проехать) в кабине современного грузового локомотива "Ермак" (индекс 2(3)ЭС5К): в пути локомотивную бригаду ничто не должно отвлекать от работы. Ведь обеспечение безопасности – закон на железной дороге. А посмотреть в кабине отечественного локомотива, произведенного в Новочеркасске, есть на что.
Удобные эргономичные кресла машиниста и его помощника, прекрасный обзор через лобовое и боковые стекла, на пульте управления- сплошь цифровые экраны и индикаторы, кнопки и табло: они предоставляют полную картину работы десятков систем и агрегатов. Трехцветный кабинный семафор дублирует сигналы семафоров на пути, и лишь старомодный красный рычаг крана пневматической системы экстренного торможения под правой рукой машиниста - напоминание о традиционной бдительности. Примерно такие же (по виду) тормозные краны стоят на локомотивах прежнего века выпуска. Из динамика поездной рации доносятся переговоры диспетчеров и других локомотивных бригад, работает кондиционер….
Маршруты "сухопутных кораблей".
Ежесуточно по станции Архара - стыковой между Дальневосточной и Забайкальской железными дорогами - проходит свыше 100 пар поездов, то есть сто многосекционных локомотивов в одну сторону и столько же - в другую. По бескрайним просторам Дальнего Востока двух- и трехсекционные электровозы со скоростью около 100 километров в час везут длинносоставные поезда.
Любопытны маршруты этих гигантов весом почти 200 тонн и мощностью в десятки тысяч лошадиных сил, жизненный цикл которых составляет свыше 30 лет - как у океанского судна.
Есть маршрут от станции Карымская (это недалеко от Читы) - до станции Смоляниново (протяженностью 3008км.) Оттуда под четные грузовые поезда назначением на станции узла порта Находка "подвязываются" электровозы после проведения технического обслуживания. Станцию Хабаровск электровозы с транзитными поездами проходят без отцепки. На станции Смоляниново локомотивы отцепляются от четных поездов, после чего "подвязываются" под нечетные поезда. На станции Хабаровск электровозы после отцепки без захода в депо подвязываются под нечетные поезда назначением на Забайкальскую дорогу.
Есть также линия Хабаровск II – Иркутск – Сортировочная (протяженностью 3354 км), Сковородино - Владивосток (протяженность1985 км), и другие. Если Транссиб от "нулевого километра" на Ярославском вокзале до станции Владивосток насчитывает 9288,2 километров, то одно депо в Хабаровске обслуживает четверть длины этой крупнейшей в мире магистрали.
Родная гавань для "Ермака"
Но вот локомотивы привезли свой груз. А затем эту сложную технику нужно обслуживать и ремонтировать. Этим занимается локомотивное депо станции Хабаровск-2 - так это градообразующее предприятие издавна именуют местные жители. Издавна, еще "с рождения" в 1936 году, в депо было два ведущих подразделения - эксплуатационное и ремонтное. Цех эксплуатации - это машинисты и их помощники, которые водили и водят составы. А ремонтный цех - соответственно, ремонт подвижного состава. Так было в МПС.
Но вот уже 6 лет, как бывший ремонтный цех выделился в отдельную структуру - сервисное локомотивное депо Дальневосточное ООО "ЛокоТех-сервис".
С инструктором производственного обучения Дмитрием Сапожниковым мы обходим все ремонтные корпуса, в которых производятся все виды ремонта и технического обслуживания локомотивов. Вот "Ермак" прямо с рейса заходит в цех, насыщенный множеством самого разнообразного оборудования, и постепенно продвигается по всей линии ремонта. Мощный домкрат поднимает корпус локомотива, извлекаются колесные тележки, двигатели, другое оборудование. При необходимости обточить колесные пары можно и без выкатки-, прямо на локомотиве - для этого есть специальный станок. Есть смотровые канавы, мощные домкраты, мостовые краны. Для проверки всех систем и оборудования локомотива - множество стендов, тестирующих устройств.
"В целом здесь проводятся все виды технического ремонта и технического обслуживания, предусмотренные регламентирующими документами,- говорит Дмитрий Алексеевич,- после определенного пробега локомотив проходит тестирование, выработавшие ресурс агрегаты или ремонтируются или заменяются на новые".
Чем дальше проходим по корпусам предприятия, тем больше видна "начинка" локомотива: статоры двигателей, тормозные системы…
А вот участок для проведения виброакустической диагностики узлов с подшипниками качения. Персонал этого участка аттестован на базе учебного центра в Санкт-Петербурге, говорит Дмитрий Сапожников,- Есть участки по ремонту компрессоров, ремонту токоприемников, гидравлических гасителей, электрических машин и их испытание, пропиточно-сушильное отделение, участок по ремонту приборов безопасности, позиции по ремонту навесного оборудования, экипажной части и рам тележек. Локомотивы централизовано заправляются смазкой и сухим песком для системы торможения.
Одновременно здесь ведутся строительно-монтажные работы по реконструкции цеха Они проводятся параллельно с выполнением технологического процесса. При этом высокая техническая культура ремонтников локомотивного депо проявляется даже в таких мелочах, как автоматическая выдача нарядов-заданий на проведение работ. Рабочий утром, приходя на работу, набирает на электронном терминале свою фамилию - и уже распечатывается заранее подготовленный наряд- задание.
- Средний разряд работ в депо составляет 4,83, а разряд рабочих - 4,70.Это высокий показатель,- говорит Дмитрий Сапожников,- ведется и работа по техническому обучению, в первую очередь молодежи. В сервисном депо Дальневосточное 182 работника моложе 30 лет, а всего численность персонала свыше 1000 человек".
Главное – модернизация
- "ЛокоТех-сервис"- это коммерческая структура, мы не входим в состав ОАО "РЖД",- говорит начальник депо Дальневосточное Андрей Клинков,- все цеха, постройки, оборудование мы арендовали у РЖД сроком на 40 лет. И первые годы нашей работы показывают, что новый принцип организации работы позволил улучшить содержание подвижного состава, снизить число отказов техники, повысить безопасность движения, производительность труда, сэкономить на эксплуатационных расходах.
В депо я работаю с 1995 года, когда пришел сюда после окончания Университета путей сообщения, и был назначен в цех ремонта, дослужился до заместителя начальника депо по ремонту. По своему опыту я знаю, что начальник локомотивного депо в прежней системе организации на 99 процентов своего рабочего времени занимался эксплуатацией локомотивов, а проблемы ремонта - по "остаточному принципу". Сейчас все изменилось к лучшему. Железнодорожники нам, ремонтникам, платят за фактический пробег локомотивов и отсутствие отказов техники. Дольше и больше проработал локомотив, больше перевез грузов, обеспечил безопасность движения - больше наша оплата. В этом суть нынешней организации ремонта локомотивов. Есть еще один немаловажный нюанс - ремонтники "ЛокоТех-Сервис" и эксплуатационники ОАО "РЖД" работают в единой связке, и все льготы по зарплате, бесплатному проезду в отпуск, обеспечением санаторно-курортным лечением – у них одинаковые. В депо работает профсоюз железнодорожников "Роспрофжель" с освобожденным председателем, и все льготы предусмотрены Коллективным договором "ЛокоТех-Сервис".
На сегодняшний день в приписном парке эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-II Дальневосточной дирекции тяги эксплуатируется 27 локомотивов серии 2ЭС5К (двухсекционных "Ермак"), 168 локомотивов серии 3ЭС5К (трехсекционных "Ермак). Также тяговые плечи обслуживаются электровозами серий 1,5ВЛ80С, ВЛ80С, 2*2ЭС5к, ЗЭС5к и 2ЭС5к приписки Забайкальской и Дальневосточной дирекций тяги"- их мы тоже ремонтируем.
По словам Андрея Сергеевича, сервисное локомотивное депо Дальневосточное выполняет ремонт грузовых электровозов Э5К, 2ЭС5К, 3ЭС5К в объеме ТР-1, ТР-2, ТР-3 и обслуживание грузовых и пассажирских электровозов переменного тока в объеме ТО-2, а также обслуживание тепловозов серий ТЭ10В/И, ТЭМ2В/И, ТЭМ18ДМ в объеме ТО-2. В состав депо входит сервисное отделение Вяземская и сервисный участок Облучье, выполняющие обслуживание и ремонт грузовых тепловозов серий ТЭ10В/И, ТЭМ2В/И, ТЭМ18ДМ в объеме ТР-1, ТО-3, ТО-2.
На сервисном обслуживании филиала "Дальневосточный" находится 16 серий (4640 секций) локомотивов, из них локомотивов Дальневосточной железной дороги - 2416 секций (электровозы - 895 секций, тепловозы - 1521 секция).
"Но поскольку в целом по России грузопоток на железнодорожном транспорте растет, мы подготовили и реализуем программу модернизации, отметил Андрей Сергеевич. Ожидается и поступление новых локомотивов - трехсекционных 3ЭС5К (Ермак).
Программа закупки оборудования для оснащения производственных мощностей сервисного локомотивного депо Дальневосточное, сформирована на 99 единиц, техника уже поступает, для ее установки развернуты строительные работы. Необходимо переработать и 441 комплект технологических процессов в формате ЕСТД ГОСТ. Ведется пересмотр технологической документации и разработка более детальных техпроцессов".
По словам Андрея Клинкова, в депо развита система поощрения рационализации и изобретательства. Десятки работников ежегодно подают заявки на внедрение рацпредложений - по улучшению материалоемкости работ, повышения эксплуатационных параметров оборудования и так далее. После внедрения авторам выплачивается положенное вознаграждение. А потом эти идеи становятся доступны работникам всей сети. Кстати, в Группу "ЛокоТех" входит 10 заводов и около 90 депо.
…Из ворот главного корпуса ремонтного депо по рельсам выкатывается очередная сцепка двухсекционного свежеотремонтированного "Ермака". Его уже поджидает локомотивная бригада эксплуатационного депо Хабаровск-2- машинист и его помощник. Они принимают работу - проверяют тормоза, систему управления, двигатель, работу всех агрегатов. На все уходят считанные минуты, все в норме. Длинный предупредительный гудок – и ярко окрашенный в фирменные цвета РЖД локомотив медленно уходит на станцию, где его уже поджидает сформированный грузовой состав…
Геннадий Ведерников.
Читать в источнике