В апреле свой юбилей отмечает одно из старейших волгоградских предприятий, на площадках которого вот уже несколько десятков лет производится ремонт и обслуживание тепловозов и электровозов. Локомотивное депо станции имени Максима Горького входит в состав филиала "Южный" ООО "ЛокоТех-Сервис" и имеет богатую историю, квалифицированный кадровый состав, предоставляет своим работникам всестороннюю социальную помощь. За долгие годы для многих сотрудников депо стало вторым домом, в котором всегда можно найти внимание и поддержку.
Тернистый путь к возрождению
История сервисного локомотивного депо тесно связана с историей поселка Горьковского и начинается с середины XIX века. В те далекие времена на этой территории располагался хутор Алексеевка, около которого в 1862 году была построена железнодорожная станция Крутая. Свое название она получила из‑за подъема, который приходилось преодолевать паровозам и поездам, следующим от станции Царицын-I. В 1900 году транспортный пункт переименовали в Воропоново, в честь местного помещика. А спустя еще 58 лет станция стала носить имя пролетарского писателя Максима Горького – он работал здесь в конце XIX века. В годы войны станция и поселок были разрушены, население значительно сократилось, пришлось восстанавливать инфраструктуру из пепла. Осложняло ситуацию отсутствие транспортного сообщения – рабочим из города приходилось добираться на попутках, автобусах-развалюхах, площадках товарников. Эта проблема особенно обострилась в годы строительства паровозного депо. Дорога в 20 километров часто превращалась в настоящий ад. В распутицу люди брели по колено в грязи, мерзли лютой зимой, преодолевая снежные заносы. Когда поселок включили в состав города, сюда стали ходить рейсовые автобусы, поезда, и работники станции воспрянули духом. В 1952 году завершилось строительство паровозного депо. Но трудности на этом не закончились – приходилось постоянно поддерживать в технически исправном состоянии сначала паровозный, а затем, с 1964 года, и тепловозный парк. Выполнять повышенные плановые задания перевозок при слабой технической базе депо оказалось непростой задачей. Ситуация осложнялась хронической неукомплектованностью квалифицированного штата слесарей и слесарей-дизелистов.
Сила – в опыте и дружном коллективе
Но предприятие справилось и с достоинством преодолело даже самые сложные времена. Немалая заслуга в этом принадлежит коллективу – многие сотрудники долгие годы самоотверженно трудились на благо локомотивного депо, со временем здесь образовались семейные династии из слесарей по осмотру и ремонту подвижного состава, техников, технологов, инженеров и других специалистов. В настоящее время на трех производственных площадках ремонтом и обслуживанием тепловозов и электровозов занимаются около 240 сотрудников разной квалификации. Один из старейших работников депо – 61‑летний Александр Иванович Рыбалко, который отдал предприятию без малого 40 лет. После окончания школы в 1978 году он поступил в железнодорожный техникум. Вопрос о выборе профессии не стоял – дедушка, Григорий Иванович, всю жизнь проработал на железной дороге, да и старший брат к тому времени уже освоил специальность машиниста.
– До восьмого класса я мечтал стать агрономом, мы тогда жили в совхозе "Привольный" Светлоярского района, – вспоминает Александр Иванович. – Но потом меня почему‑то потянуло на железную дорогу – наверное, гены сказались. Поступил в техникум, спустя несколько месяцев забрали в армию, затем снова вернулся к учебе. После окончания техникума в 1983 году по направлению попал в депо в качестве мастера дизельного ремонтно-заготовительного цеха. Мне тогда едва исполнилось 22 года, и уже сразу в подчинение я получил 50 человек.
С того момента Александр Рыбалко с родным предприятием не расставался. За годы работы побывал не только мастером, но и заместителем начальника депо по снабжению, потом по ремонту, инженером по подготовке кадров, а с 2014 года занимает должность бригадира (освобожденного) предприятий железнодорожного транспорта. В ведомстве Александра Ивановича несколько цехов: хозяйственный, сварочный, токарный, а также кузнечное отделение, пескосушилка, водоподготовка и очистные сооружения.
В подчинении бригадира 58 человек – это слесаря, ремонтники, водители, машинисты пескоуправляющей установки, экипировщицы и другие работники. Расстояние между цехами большое, ходить приходится много, но Александр Рыбалко, несмотря на предпенсионный возраст, былого задора не растерял и продолжает оставаться очень активным. По нескольку раз в день он легко преодолевает расстояние в полтора километра – именно столько приходится идти в самый дальний цех.
– Если что‑то случается и требуется срочный ремонт, отправляю слесарей и обязательно сам иду смотреть, – говорит бригадир. – Вдруг помощь нужна, подсказка. Коллектив у нас хороший, согласованный, с полуслова друг друга понимаем. Случаются и споры, без них никуда, но быстро приходим к компромиссу. Если коллектив слаженный, то и работа идет продуктивно, что в производстве самое главное. Если нужен ремонт, собираем обязательно цеховой совет, обсуждаем, как лучше его провести. У нас нет такого, что я сказал – и все, будем делать именно так, – решение принимаем сообща. Поэтому и любую проблему решаем быстро и качественно. Всегда прихожу на помощь молодым специалистам, подхожу, показываю, как правильнее, подбадриваю. Стараюсь по жизни идти с юмором, придавать работе позитивный настрой.
Помимо всего прочего, Александр Иванович занимается общественной деятельностью – он уже 5 лет занимает должность заместителя председателя профсоюзной организации.
– Мы все праздники отмечаем организованно: 1 Мая выходим на демонстрацию, 8 Марта женщин поздравляем, организуем различные спартакиады, экскурсии, соревнования. Если нужно вопрос какой‑то решить, никогда не отказываем, стараемся сделать все возможное, чтобы помочь, – говорит Александр Иванович.
В 2005 году Александр Рыбалко получил знак "Почетный работник Волгоградского отделения Приволжской железной дороги". Награду бригадир носит с гордостью и уже не представляет свою жизнь без рельсов, шпал, электровозов и тепловозов. Он признается, что, пока хватает сил, будет работать в родном депо и передавать опыт следующим поколениям.
– Когда пришел сюда, был женат, через месяц дочка родилась, затем сын, а теперь у меня две внучки, я уже дед, – с гордостью рассказывает бригадир. – У нас семейная династия, все связаны с железной дорогой: старший брат до конца жизни здесь работал, жена моя тоже, теперь вот и сын машинист. За столько лет депо стало родным, даже по выходным сюда прихожу – посмотреть, проверить, все ли в порядке. Ведь люди посменно работают, может, помощь моя нужна. Даже не представляю свою жизнь без железной дороги!