«Уральская магистраль»: «Лыжа для электровоза»

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ЗАКУПКИ
29.04.2022 | «Уральская магистраль»: «Лыжа для электровоза»

Рационализатор из СЛД Приморское не перестает удивлять коллег новыми открытиями
Александр Школенок постоянно генерирует неординарные идеи, позволяющие усовершенствовать производственный процесс, отладить оборудование, упростить себе и другим работу. Более 20 лет слесарь-ремонтник СЛД Приморское (входит в ГК "ЛокоТех") реализует свои смелые инженерные мысли в родном депо. Лыжа для электровоза, автомобильный кардан для подъемного крана – эти и другие идеи позволяют успешно справляться с поставленными задачами не один год. И при этом яркие предложения у автора не иссякают.

Александр Школенок – технарь по сути и по образованию. Он, выросший в деревне, привык с детства разбираться в технике, давать ей новую жизнь. Поэтому после школы решил освоить специальность слесаря. Десять лет, постигая морскую науку, копался в начинке судов. А когда наступили 90-е годы с их нестабильностью, падением экономики, пришлось искать новое место. И вот уже 23 года как он успешно трудится в сервисном локомотивном депо Приморское, обслуживающем парк мощных электровозов.
– За что люблю свою профессию? Это же так увлекательно: что-то открутить, привинтить, придумать, – улыбаясь, отвечает он. – Если нет интереса – какой смысл работать? Даже деньги в этом случае уходят на второй план. Я все делаю с душой. Вот и рационализаторские идеи рождаю слета, у меня нет привычки глобалить над ними сутками. Несколько вечеров в удовольствие потратил и воплотил в жизнь свое ноу-хау. Приятный бонус – восхищение коллег, которым облегчил жизнь.

Одним из первых предложений рационализатора стал механизм, позволяющий загонять на ПТОЛ (пункт технического осмотра локомотивов) электровоз или выгонять его с помощью так называемой лыжи, а не маневрового тепловоза.
– В нашем цехе возле головки рельса протянуто три троллеи, необходимые для того, чтобы обеспечить питанием перемещающийся механизм. Когда, например, возникает необходимость выкатить локомотив, я включаю свою установку. Она подает электричество на контактный провод, по которому проходит ток для питания тяговых электродвигателей, и электровоз сам перемещается на лыжу и выходит из ПТОЛа, – рассказывает о нюансах изобретения Александр Сергеевич. – Это очень удобно и быстро. И нет необходимости ждать тепловоз для проведения маневров.

Зона обслуживания моего собеседника – это все оборудование, которое необходимо для ремонта тяжеловесных "Ермаков" в условиях депо: а их несколько десятков разновидностей. И каждый инструмент, станок он, как врач, должен проверить, вылечить и при необходимости провести апгрейд, чтобы продлить его активность.
При этом Александр Сергеевич примеры своих творений из памяти достает мгновенно: еще бы, они каждый день доказывают свою эффективность в повседневной работе.
– Раньше смазку для осей колесных пар качали насосом вручную. Гардочка (ручной насос) для перекачки часто выходила из строя. Поэтому я придумал автоматическую заправочную машинку, действующую по принципу автомобильной бензоколонки. За 10 лет ни одного сбоя и ремонта, – продолжает свой рассказ Александр Школенок. – В итоге труд слесарям облегчил: подкатил устройство, а оно на колесиках, нажал кнопку – смесь и полилась. При этом для его изготовления использовал только подручные материалы, добившись еще и экономии.

Еще одна нестандартная идея, благодаря которой он задействовал кардан от уазика вместо переходной муфты для крана, удивляет даже бывалых коллег. Из-за отсутствия "родной" конструкции ему пришлось использовать автомобильный агрегат, который приводит в движение лебедку.
– А одна из последних идей, которую мы реализуем в депо – это стружколом, действующий по принципу офисного шредера, измельчающего на кусочки бумагу. После обточки колесных пар остается стружка длиной по 2-3 метра, – объясняет Александр Сергеевич. – Ее неудобно грузить в вагоны и не рационально, так как она занимает много места, а веса в каждой таре получается катастрофически мало. С помощью же стружколома, который мы уже собрали, стружка будет дробиться на мелкие фракции. И теперь вместо 5 тонн в вагон войдет в несколько раз больше веса.

Сколько же всего идей за 20 лет удалось придумать и реализовать, Александр Сергеевич затрудняется сказать: давно сбился со счета.
– Рационализаторская работа тесно вплетена в повседневные будни. Конечно, смекалка нужна. Поработаешь годик-другой слесарем, поймешь, из чего состоит мир железа, его законы, научишься видеть и "узкие" места и устранять их, в том числе через разные инженерные решения, – улыбаясь, говорит он. – Сегодня перед нашим депо стоит серьезная задача – мы в месяц обслуживаем по 30 и более "Ермаков". И каждая операция не должна давать сбоев, чтобы не нарушить цикл. Поэтому моя "миссия" – облегчать труд слесарей по ремонту подвижного состава. Недавно, например, сделал приспособление, позволяющее домкратить электровоз прямо на рельсах, а не в условиях депо, чтобы подточить остроконечный гребень колеса. Разве это не творчество? Еще какое! Поэтому мне и интересно работать, и другим польза от этого.


КОНТАКТЫ

109004, Г. Москва,
ул. Земляной вал, д. 59, стр. 2
+7 (499) 638 2298, +7 (800) 600 0669